Регистрация    
Прогноз погоды:
Радио «Спорт»
+ Добавить в избранное вторник, 21 январь 2020   
ЖУРНАЛ ПРАКТИЧЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ
вопрос-ответ
Тема: Травматология

Вопрос: Здравствуйте,мне очень нужна ваша помощь. Где-то пол года назад у меня начало болеть плечо. Я не придавал этому большого значения,т.к. думал,что болят мышцы и продолжал тренировки.Со временем у меня нарушился сон,плечо стало хрустеть и дольше восстанавливаться.Я брал отдых,но не помогло.Еще через некоторое время плечо стало неприятно ныть. Я решил сделать МРТ. Заключение:тендиноз сухожилия надостной мышцы. Занимаюсь без железа со своим весом. Подскажите,как можно восстановить плечо и возможно ли это? Заранее большое спасибо,уж очень хочется вернуться к полноценным тренировкам.
Ответ: Здравствуйте!
Пройдите полноценное лечение. Что Вам мешает это сделать? Дальше следуйте советам лечащего врача. 

Смотреть все


добавить новость
добавить статью
добавить совет
добавить книгу в библиотеку
добавить фото
добавить видео
добавить персоналии
хочу вести блог, тему, раздел
поздравить
Спортивное страхование
Мы делаем первые шаги. Этот вопрос очень важен для нас. Кто Вы? Наш читатель или автор?

Главная / Статьи / Анатолий Шатских. Повышение концентрации внимания спортсмена

Анатолий Шатских. Повышение концентрации внимания спортсмена

.

.

.

Отрывок из книги «Популярная энциклопедия внимания. Умение управлять вниманием своим и чужим» прислан автором и опубликован с разрешения Анатолию Шатских.

.

.

.

.

 Известно, что в спорте способность сохранять до самого финала максимальную сосредоточенность на поединке имеет неоценимое значение. Среди причин, объясняющих поражение спортсмена или команды, сегодня очень часто в комментариях тренеров можно услышать: потеряли концентрацию и проиграли. Неумение длительно держать высокую концентрацию внимания в спортивном состязании приводит иногда к тому, что более сильная по всем спортивно-техническим параметрам команда или спортсмен уступают сопернику более в этом слабому, но способному сохранять глубокую сосредоточенность до последних секунд матча или состязания.

 В спорте, как и вообще в природе, так называемый естественный отбор, позволяет побеждать и выживать в первую очередь тем, у кого выше способности (то есть, параметры) внимания. Это происходит за счёт того, что у кого лучше внимание, у того и чётче работает вся жизненно важная цепочка:
- более точная оценка возникшей ситуации;
- оперативный поиск в памяти более выгодного варианта поведения в этой ситуации;
- накопление и расширение победного опыта в критических ситуациях;
- закрепление уверенности в своих силах.

 А с всё более частой реализацией этих четырёх звеньев к ним может добавиться ещё и пятое – проявление профессиональной интуиции.

  Эта цепочка лежит в основе постижения высокого уровня мастерства в любой профессии, в том числе и в спорте. Совершенствование параметров внимания спортсмена многопланово. Начинаться такая работа должна, конечно, с юного возраста. Это важно учитывать еще при отборе ребят в детские спортшколы.
  Да простят мне такое сравнение. В древней Индии опытные дрессировщики обезьян, всегда выбирали себе обезьяну для дальнейших тренировок, исходя из того, насколько она умеет сосредотачиваться на одном предмете, не отвлекаясь на всё остальное. Практика показывала, что обезьяна, не владеющая такой способностью, не сможет достойно обучиться на хорошем уровне приёмам дрессировки. А ведь от этой способности обезьяны зависело благосостояние и самого дрессировщика.
  Если маленький кандидат в ДСШ имеет хорошие физические и специальные данные, но внимание его «хромает» по каким-то параметрам, например, – мал объем внимания, плохое умение сосредотачиваться или распределять внимание, то надо сразу же намечать индивидуальную программу по подтягиванию этих качеств. Прямая обязанность тренера регулярно какую-то часть тренировок посвящать упражнениям на развитие различных параметров внимания спортсмена.

  Вспоминается такой факт. После одного из крупных футбольных турниров, в очередной раз выигранного сборной Германии, немецкие футболисты в интервью говорили, что часть тренировочного времени тренеры заставляли их… разбирать и собирать часы. Это говорит как раз о том, какое серьезное значение придавало руководство команды способности спортсменов находиться достаточно длительно в состоянии глубокого, устойчивого сосредоточенного внимания.

  Работа по подготовке требуемого к спортивному поединку психологического состояния спортсмена (да и тренера, арбитра) не должна исключать и подготовки достойного уровня концентрации внимания. Здесь важно и понимание самой природы внимания человека, понимание механизма его работы, умелое обращение с мотивацией и другими факторами, влияющими на полную сосредоточенность участников соревнования.

 Остановимся чуть подробнее на проблеме управления вниманием спортсмена и спортивной команды по ходу соревнования. И взглянуть на эту проблему предложим вот с какой стороны. Поскольку речь идет об управлении, то стоит вспомнить о науке, которая как раз и занимается принципами, способами и системами управления. А именно – о кибернетике (от греч. kybern?tik? – искусство управления).
  Важно отметить то, что занимается она исследованием систем любой природы – механическими, гидравлическими, электрическими, социальными, биологическими, экономическими и т.д. А оперирует для этого кибернетика многими теориями, в том числе и такой, как «Теория автоматического регулирования» (ТАР). ТАР решает задачи, связанные с автоматическим регулированием одного или нескольких параметров, определяющих запланированный режим работы системы.

 При автоматическом управлении решается обычно следующий основной набор задач:
- запуск системы в действие;
- защита системы от аварийно-разрушительных ситуаций;
- выбор и переключение программ (режимов, тактик, стратегий) работы системы;
- регулирование этих программ и режимов в плане безаварийной работы и достижения необходимого конечного результата;
- остановка работы системы.

  Система автоматического регулирования (САР) обеспечивает выполнение перечисленных и других задач за счет поддержания одного или нескольких технических параметров на заданном, требуемом для этого уровне. В нашем случае речь идет о поддержании в необходимых пределах концентрации внимания спортсмена (или команды) на протяжении всего времени спортивного поединка. Концентрация внимания здесь у нас является, выражаясь терминологией ТАР, подконтрольной регулируемой величиной. В общем виде САР состоит из Объекта и Регулятора. Объекта, который требуется периодически регулировать, и Регулятора, приводящего работу объекта к норме в случае возникновения отклонений.

 Технический пример. Автопилот самолёта. Он корректирует отклонения полёта лайнера от заданного маршрута по отдельным контролируемым параметрам: уход влево-вправо, вверх-вниз от намеченного курса и вращение самолёта вокруг своей продольной оси. Один из признаков, по которым делят системы авторегулирования, это наличие внешнего регулятора. То есть – на два вида: системы с внешним регулятором и системы без внешнего регулятора (самонастраивающиеся системы, с самопроизвольным регулированием).

Что даёт нам взгляд на управление вниманием, как на САР? Он даёт нам право применять к механизму внимания свойства (а если потребуется и математический аппарат) той или иной системы авторегулирования.
  Например, такой одной из закономерностей, которые устанавливает ТАР, она интересна и нам в рассмотрении проблем управления вниманием в спорте. Суть её проста: система с самопроизвольным регулированием менее надёжна, чем система с внешним регулированием. Действительно, самонастраивающиеся системы авторегулирования вроде бы удобны, но, не имея внешнего регулирования, они обладают более ограниченным диапазоном корректировки рабочих параметров. А, следовательно, меньшими возможностями безаварийной работы. В основном, поэтому в авиации автопилот до сих пор еще не вытеснил из профессии человека-пилота. И эта закономерность справедлива для системы любой природы, не только технической.

  На рисунках в общем виде представлены схемы двух видов управления вниманием:
1. Внимание – как саморегулируемая, самоуправляемая система (рис. А).
2. Внимание – как система с внешним регулированием (рис. Б). В первом случае (Рис. А) есть Объект Регулирования (ОР), то есть то, что требует регулирования, – концентрация внимания. И есть Объект Внимания (ОВ) – состязание, игра (в других случаях: тема лекции, урока, беседы, работа, кино, спектакль, чтение, концерт и т.д.). Специальное внешнее регулирование в данном случае отсутствует. Во втором случае (Рис. Б), кроме Регулируемого объекта (РО) и Объекта Внимания (ОВ) есть ещё и специальный Регулятор Внимания (РВ).
  И в таких системах контролем и управлением коллективного внимания занимается не только автоматическая программа – сама спортивная борьба (драматургия фильма, тема лекции и т.д.), а тот, кто играет специальную роль внешнего регулятора – тренер (учитель, лектор, председатель собрания, прораб, дирижёр, некий выбранный или назначенный комитет, совет, правление или какие-то иные формы внешнего управления).
  И этот Внешний регулятор осуществляет основное управление индивидуальным и коллективным вниманием в необходимых случаях. Он оценивает состояние внимания на данный момент у человека или коллектива, автоматически сравнивает его со своими представлениями о том, какой должна быть необходимая концентрация внимания в данный момент, и, если есть рассогласование, как-то влияет и корректирует внимание конкретного человека или внимание команды.
  В схеме как на рис. Б имеется как бы два регулятора внимания и, соответственно, гораздо больше возможностей влияния. Под влиянием разного рода факторов, физической усталости, перемены эмоционального состояния и других, в том числе и случайных, внимание спортсмена может снизиться до недопустимого уровня. В системе с внешним регулированием, как только будет замечено, что концентрация снизилась, тут же должна произойти работа по ее повышению. Такое периодическое «подрегулирование» сосредоточенности внимания позволяет держать его на требуемом уровне гораздо более длительное время.

  В кино, в театре и литературе, к слову, автоматическим регулятором внимания отчасти служит заранее интригующе выстроенный автором сюжет, увлекательные образы персонажей, интересные диалоги и всё остальное из чего и состоит драматургия. В этом смысле драматургию можно определять как специальную автоматическую программу, набор способов и методов управления вниманием. И количество этих приемов управления вниманием гораздо и гораздо больше, чем это предъявляют различные учебники, например, сценарного мастерства. Но это тема другого разговора.

  В спорте один из регуляторов внимания – драматургия соревнования. Для повышения надёжности выступления любого коллектива с саморегулируемым коллективным вниманием, надо пытаться организовывать самостоятельную его работу максимально приближенным к системе с внешним регулятором. Например, попытаться создать какой-то внутренний управляющий орган, который возьмёт на себя обязанности контроля именно за вниманием. И этот управорган, капитан или бригадир должен иметь соответствующую подготовку или хотя бы получить специальную установку до начала командной работы.
  Если для этого нет возможности, то тогда использовать главное свойство коллективного внимания – взаимовлияние. А для этого образовать такую структуру сообщества, чтобы влиятельной силой и опорой в ней стали бы игроки с наиболее устойчивым вниманием. Это люди с хорошо развитой способностью к длительной устойчивой концентрации внимания. И, конечно, те, кто наиболее заинтересован в достижении намеченной цели, победы, и в самом процессе совместного дела, лучше в этом плане мотивирован.

  Если обозначить:
х(t) – состояние концентрации внимания на текущий момент.
g(t) – требуемое, максимально возможное значение концентрации внимания на данный момент времени спортсмена (команды);

То: ε(t) = g(t) - х(t) – и есть величина отклонения концентрации внимания спортсмена (команды) от необходимого значения.

  Для определения на практике величины g(t) игра условно разбивается на отдельные фазы. Например, на четыре четверти.
Первая четверть – начальная, вторая – от середины первого тайма до перерыва, третья – от перерыва до середины второго тайма, четвертая – последняя четверть игры.
  Следствием (т.е. показателями) снижения концентрации игроков является недоработка ими технических приемов, тактических заданий и изначальных установок, меньшее количество вступлений в борьбу с соперником и др. Поэтому на тренировках для каждого игрока специальными подсчетами и тестированием этих показателей конкретно для каждой из четырех фаз определяется величина g(t) – то значение концентрации внимания игрока (команды), которому он должен всегда отвечать. Эта величина корректируется в соответствии с существующим уровнем требований в данной команде по данной игровой позиции, исходя из лучших ее матчей.

  Далее по ходу игр и на отдельных тренировках выявляется величина х(t) и по ней величина отклонения ε(t) и намечаются пути повышения х(t) и улучшения такого параметра, как концентрация внимания.
Показатель состояния концентрации внимания на текущий момент складывается в общем виде из следующих составляющих:
х(t) = ?х(t)?_н+ ?х(t)?_и+ ?х(t)?_об+ ?х(t)?_ф+ ?х(t)?_э+ ?х(t)?_инд+ ?х(t)?_к+ ?х(t)?_(в.р.)+ ?х(t)?_(др.);
где:
?х(t)?_н – влияние предварительной тренерской установки, влияние различных составляющих мотивации спортсмена;
?х(t)?_и – влияние самой игры;
?х(t)?_об – влияние трибун и обстановки вокруг матча;
?х(t)?_ф – физическая готовность игрока;
?х(t)?_э – эмоциональная готовность и устойчивость, наличие деструктивных эмоций;
?х(t)?_инд – индивидуальная устойчивость концентрации внимания;
?х(t)?_к – влияние капитана и других лидеров команды, взаимовлияние игроков на поле;
?х(t)?_(в.р.) – степень воздействия внешнего регулятора (тренерского корпуса) по ходу матча;
?х(t)?_(др.) – другие факторы (индивидуальные особенности спортсмена, присутствие на игре близких людей, судейство, разного рода отвлекающие факторы и т.д.).

   Анализируя перед конкретным поединком, какие из этих параметров имеют большее воздействие, какие меньшее, подтягивая отдельные из них, должна проводиться работа по усилению концентрации игрока перед предстоящим матчем и по ходу сезона.

  В качестве примера систем с разной степенью внешнего регулирования интересно рассмотреть некоторые командные виды спорта. Роль внешнего регулятора, корректирующего внимание игроков на площадке во время соревнования, могут в той или иной степени исполнять главным образом только тренер, капитан и лидеры команды, взаимовлияние спортсменов, реакция трибун, болельщиков, текущая информация о турнирной борьбе, результатах параллельных игр, добавление разными способами элементов шоу, дополнительно «заводящих» игроков, драматургия игры.

  Но в основном состояние сосредоточенности игроков на поле это саморегулирующаяся система. Поэтому она требует основной настройки ещё до того, как команда выходит играть. И не только непосредственно перед матчем, а и всем предшествующим тренировочным процессом.
  Любопытно тут ещё то, что в разных игровых видах у тренеров разная возможность влиять на концентрацию игроков по ходу игры. В хоккее, волейболе, баскетболе, гандболе, в водном поло тренеры могут относительно чаще делать замены, тасовать составы на поле и брать тайм-ауты, а через это имеют больше возможностей влиять на концентрацию внимания игроков.
  За счёт этого в данных системах роль тренера как внешнего регулятора сравнительно выше, чем, скажем, в футболе. В футболе концентрация внимания игроков во время матча должна рассматриваться как почти полностью саморегулирующаяся система. Малое количество замен, выкрики и подсказки, нервно-дёрганые танцы тренера на бровке поля – очень скудный набор внешних рычагов управления вниманием игроков. Плюс к этому небольшой перерыв между таймами, за который наставник должен успеть «накачать» своих подопечных.
  Так как внимание футболистов во время игры следует считать саморегулирующейся системой, то значит и обладающим более низким коэффициентом надёжности. А, следовательно, развитию индивидуальной и коллективной концентрации внимания, в частности, в футбольных клубах необходимо предавать повышенное значение. И такая работа, повторимся, должна проводиться по ходу всего тренировочного процесса, особенно в предматчевый день и часы и по более усиленной программе, чем в других командных видах спорта.

  Но, судя по тому, что наши футбольные тренеры слишком часто оправдывают поражения своих команд потерей концентрации, всерьёз этим вопросом они не занимаются.

 Безусловно, особую роль в настрое внимания играет работа с мотивацией спортсмена (это отдельная большая тема), но не зависимо от нее каждый спортсмен обладает своей определенной способностью к концентрации внимания. А она может корректироваться. Для чего сборная Германии и посвящает часть тренировок упражнениям по ее повышению, превращаясь в часовую мастерскую, а не рассчитывает только лишь на мотивацию. Это пример того, как серьезные люди, нацеливаясь на серьезный результат, самым серьезным образом относятся к данной проблеме.

  (В статье использованы выдержки из книги «Популярная энциклопедия внимания. Умение управлять вниманием своим и чужим», автор Анатолий Шатских).

Вернуться в категорию »

Все новости »

Последние Новости о спортивной медицине.

Новости о спортивной медицине, интересные вам:

Усталостный перелом у примы фигурного катания. Какой прогноз?

Является ли травма Медведевой поводом для паники? 741

Организаторы Олимпийских Игр в Пхенчхане гарантируют защиту от вирусов

Министерство здравоохранения Южной Кореи серьезно подходит к этому вопросу 615

Музыка для силовых тренировок (тренажерного зала). В чем фишка?

Многие из тех, кто регулярно используют тренажеры, знают, что при звучании музыки можно вполне реально и значительно легче выполнить последние упражнения или добежать последние метры забега. 1648

Пока нет оценок.

Комментарии  (для добавления комментариев войдите в систему.)